Модернизация новостной студии «Первого канала» - современный подход к оснащению студий

Новости в современном телеэфире – один из основных жанров. Новостные программы смотрят десятки миллионов зрителей. К этим программам, а значит, и к студиям, откуда

они регулярно выходят в прямой эфир, предъявляются максимально высокие требования.

Поэтому проекты оснащения и модернизации студий новостей приобретают для системных интеграторов особое значение, как технологическое, так и имиджевое, особенно, если речь идет о технической модернизации основной студии новостей «Первого канала». Этот проект в качестве системного интегратора успешно выполнила компания «Студия-Сервис», завершив его в конце 2017 года.

Важно отметить, что столь важная техническая и технологическая задача была поставлена накануне полувекового юбилея программы «Время», а на решение задачи отводилось предельно мало времени, что не давало исполнителям права на ошибку. Сам же проект предусматривал кардинальное преображение главной новостной студии «Первого канала» (650 м2), а также, что, пожалуй, можно считать наиболее существенным, превращение технологического процесса студийных съемок и графического оформления программ в удобный и эффективный многофункциональный инструмент, позволяющий всем, кто вовлечен в создание новостей, сосредоточиться на творчестве и получать удовольствие от своей работы.

«Студия-Сервис» оправдала высокое доверие именитого заказчика. Оказанный уровень доверия был особым, потому что модернизируемая студия должна была выйти в эфир в день 50-летнего юбилея программы «Время» в присутствии многих почетных гостей, в числе которых – Президент Российской Федерации В.В. Путин. 1 января 2018 года, как и планировалось, особый юбилейный выпуск программы

«Время» с участием Президента РФ, почетных гостей и сотрудников телеканала вышел из модернизированной студии. Видеозапись выпуска с демонстрацией впечатляющего арсенала современной студийной техники можно посмотреть на сайте «Первого канала» (www.1tv.ru) или на портале YouTube.

Концепцию обновленного интерьера студии и графического оформления информационных программ разработали дизайнеры «Первого канала». Компания «Студия-Сервис» выполнила поставку и инсталляцию оборудования, а также помогла ввести его в эксплуатацию в установленные сроки. Следует отметить, что в состав нового парка техники вошли принципиально новые студийные устройства и системы, до этого не применявшиеся на российском телевидении. В частности, это роботизированные программируемые телескопические операторские краны Technodolly, выпускаемые фирмой Technocrane (Чехия) и светодиодные экраны Unilumin (Китай), характеризующиеся высокой плотностью пикселей.

У компании «Студия-Сервис» уже был внушительный опыт выполнения сложных проектов с применением принципиально новых технологических решений, новаторских для российского рынка. Этот факт отражает новый рекламный слоган «Студии-Сервис» «Мы помогаем быть первыми!». Помимо проекта «Первого канала», к таковым «первым» также относятся следующие проекты: построение производственно-вещательного комплекса 24/7 для телеканала РБК (2011 год) на

основе интеграции программно-аппаратных средств Harris, Octopus и Ross Video; создание с нуля производственно-вещательного комплекса 24/7 телеканала «Царьград» (2015 год), построенного при интеграции решений Orad, Octopus и Grass Valley; модернизация московского медиакомплекса ТВ-канала «Лайф» (2016 год) с использованием систем и ПО EditShare, Vector-3 (Vectorbox) и Octopus. В этом проекте компания «Студия-Сервис» впервые применила ПО компании Avid, необходимое для интерактивного взаимодействия с эфирной графикой и дополненной реальностью (AR или Augmented Reality), при интеграции с операторским краном Supertechno 22,

поставленным «Студией-Сервис» годом ранее. Кстати, это был первый телескопический кран производства Technocrane на российском ТВ. А при модернизации медиакомплекса «Лайф78», расположенного в Санкт-Петербурге (2016 год), «Студия-Сервис» интегрировала решения EditShare и Octopus с уже имевшимися программно-аппаратными средствами.

На операторских кранах Technodolly стоит остановиться чуть подробнее. Кран Technodolly, хоть и появился на рынке относительно недавно, уже успел получить не только признание пользователей, но и престижную награду Oscar в категории «Лучшее техническое решение».

Эти краны обеспечивают плавное позиционирование съемочных камер массой до 35 кг. Technodolly – это первый роботизированный кран с тележкой, которая может передвигаться по напольным рельсовым направляющим. Кран способен выполнять движения любой сложности и продолжительности. Благодаря этому режиссеры и операторы в студии получили возможность задавать различные траектории перемещения камеры в ограниченном объеме студии, не опасаясь за сохранность съемочной техники. Управлять краном может как оператор, так и внешняя программа автоматизации, внедренная в программу подготовки и верстки новостей. Оператор в

зависимости от задачи может управлять краном вручную, при помощи джойстика и панели ДУ, а также может использовать автоматический режим, при котором все движения крана, включая перемещение тележки по рельсам, изменение длины телескопической стрелы, угол ее подъема и позиционирование панорамной головки, воспроизводятся в соответствии с заранее созданными и сохраненными в памяти неограниченно сложными траекториями движения.

Для точного определения координат положения камер краны оснащены соответствующими датчиками, подключенными к системе трекинга. Это позволило упростить процесс калибровки и повысить эффективность использования

имеющейся на канале системы дополненной реальности. Удобна и функция Targeting, с помощью которой объект съемок автоматически удерживается в объективе телекамеры, как бы ни перемещались кран и панорамная головка. Поворотные головки кранов оснащены 17" теле-суфлерами.

Чтобы лучше оценить эффективность модернизации, нужно сравнить, как было и как стало. Были несколько студийных телекамер в солидной обвязке и на моторизованных платформах, перемещавшихся по полу со специальным координатным покрытием (уникальным рисунком), по которому система трекинга могла определять точное положение каждой камеры. В дополнение к этому использовалась телекамера на кранстрелке. Вместо всего этого теперь в студии задействованы всего две телекамеры на кранах Technodolly. Вскоре последует дополнительный этап модернизации, о котором речь пойдет после его завершения.

Пока же всего две телекамеры смогли заменить широкий спектр разрозненной техники (телекамеры, пьедесталы, телесуфлеры, кран-стрелка и пр.), причем потенциал студийного комплекса и его функциональность значительно увеличились. А высвободившееся оборудование, объем которого весьма значителен, телеканал сможет использовать для выполнения других работ.

Теперь о двух больших видеостенах, составленных из светодиодных экранных модулей Unilumin. Каждая видеостена не имеет видимых швов и служит современным высокоэффективным средством отображения информации и оформления студии. Без преувеличения, видео-стены Unilumin помогли создать обновленный облик информационной программы «Время» и новостных выпусков «Первого канала».

Первая видеостена имеет площадь 20,29 м2 и шаг пикселя 1,2 мм, а сигнал на нее подается с видеопроцессора TV One. Площадь второй видеостены составляет 30,13 м

2, шаг пикселя у нее 1,9 мм, а сигнал она получает непосредственно от графической станции. Яркость у обеих видеостен не превышает 600 кд/м2 (вместо традиционных для рынка 800 кд/м2), что является безусловным преимуществом для экранов,

эксплуатируемых в помещениях, так как «облегченный» режим яркости позволяет максимально использовать все качественные и эксплуатационные возможности экранов (точность воспроизведения цветовой гаммы и градаций яркости, потребляемая мощность, температурный режим) при их установке в телестудии, где высокая яркость видеостены в кадре не требуется. Кроме того, установленные экраны поддерживают отображение в соответствии с расширенной цветовой гаммой.

Видеостены состоят из светодиодных модулей, системы управления, блоков питания, силовых и сигнальных кабелей. Конструкция модулей такова, что позволяет упростить монтаж видеостены и повысить ее надежность за счет уменьшения числа элементов коммутации. Кроме того, предусмотрена защита светодиодных экранов и разъемов от повреждения в процессе сборки стены. Видеостены имеют пассивную систему охлаждения, а потому не создают шума при работе и характеризуются пониженным энергопотреблением, чему способствует и применение блоков питания с компенсацией коэффициента мощности. Кроме того, платы питания размещены прямо на корпусе модулей, благодаря чему улучшается теплоотдача, а значит, увеличивается срок службы каждого модуля. А для повышения надежности видеостен применено двойное резервирование – резервированы не только блоки питания, но и сигнальный

тракт (передающая часть) и контроллеры.

Как известно, важной составляющей любого серьезного проекта является также и обслуживание оборудования, как гарантийное, так и послегарантийное. Компания «Студия-Сервис» в полной мере готова к решению и этих задач, поскольку

является официальным дилером и сервисным партнером Technocrane и Unilumin в России и СНГ. Ее сотрудники прошли соответствующее обучение, подтвержденное сертификатами на осуществление инсталляции и сервисной поддержки оборудования Technocrane (Supertechno 22 и Technodolly) и светодиодных экранов Unilumin.

Результатом выполнения проекта телезрители «Первого канала» наслаждаются уже в течение нескольких месяцев – каждый раз, когда смотрят новостные выпуски или программу «Время» из обновленной студии.

Анастасия Ушакова

Печатную версию вы можете скачать по 'этой ссылке

Недавние посты