Интервью с генеральным директором группы компаний «Студия-Сервис» Львом Кузнецовым. (Окончание)

«СТУДИЯ-СЕРВИС»: ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ РЯЗАНИ В МОСКВУ

Интервью с генеральным директором группы компаний «Студия-Сервис» Львом Кузнецовым. Окончание. Предыдущий материал см. в № 8 2017 г.

– Насколько сильной оказалась техническая база рязанского областного телевидения по сравнению с лабораторией учебного телевидения радиоинститута?

– Поскольку рязанское областное телевидение нужно было создавать с нуля, никакой телевизионной техники, когда я пришел устраиваться на работу, там ещё не было. Прежде всего надо было подготовить помещения для размещения телевизионной студии и аппаратных. Руководство областного телерадиокомитета и РТЦ вместо того, чтобы строить под телевидение новое здание, решило реконструировать своими силами трехэтажный Дом радио и в кратчайшие сроки разместить в нём вместе с радио и телевидение. Наличие третьего этажа в здании типового регионального радиодома – факт сам по себе уникальный. Мне рассказывали, что бывшему председателю областного телерадиокомитета Сильверстову Борису Васильевичу (1971-1981 гг.) удалось добиться беспрецедентной финансовой поддержки в том, чтобы при закладке здания Дома радио пристроить к типовому двухэтажному зданию дополнительный этаж в нарушение утвержденной проектной документации. Взаимное размещение телевизионной студии и аппаратных в Доме радио получилось нестандартным для телевидения, а удаление от областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ) – свыше 4 км.

Мне с коллегами пришлось параллельно с приемкой и освоением телевизионного оборудования принимать участие в строительной реконструкции студии и технологических помещений радиодома. «Строителями» и подсобными рабочими работали все – от инженерно-технического состава до руководителей РТЦ и телерадиокомитета.

Выполнить реконструкцию помещений, установить телевизионную технику и подготовиться к началу вещания удалось всего за 8 месяцев.

Для ускорения подготовки к началу телевещания нам пришлось временно использовать бывшее в употреблении оборудование. Пока подрядными организациями проводился монтаж нового оборудования, мы пригнали из Пятигорска, восстановили и начали использовать для подготовки первых телепрограмм и проб дикторов полностью изношенную передвижную телевизионную видеозаписывающую станцию ПТВС-2ЦТ производства Кировоградского завода радиоизделий (КЗР), которая отработала не менее 10 лет в Ставропольском краевом РТЦ и была передана нам ГНТПУ Гостелерадио СССР на первое время в качестве «палочки-выручалочки». Оборудование ПТВС второго поколения размещалось в корпусе автобуса ПАЗ-672 и включало в себя две цветные четырехтрубочные телекамеры КТ-116М (на плюмбиконах), видеомагнитофон «Кадр-3П» (формат Q 50,8 мм), приспособленный для работы в передвижках, пульты: видеоинженера, звуко- и видеорежиссера, и оператора видеомагнитофона.

Для воспроизведения 16 мм кинопленки и 35 мм диапозитивов мы получили снятую с эксплуатации на центральном телевидении цветную передвижную телекиностанцию (ПТКС) Bosch Fernseh (Гер-мания). Телекиноаппаратная была смонтирована в просторном кунге с отличным освещением и климат-контролем, установленном на шасси тягача Mercedes Benz. Аппаратная включала в себя четырехтрубочную телевизионную камеру Bosch (на плюмбиконах) в напольном рэковом исполнении, два 16 мм кинопроектора Bauer и 35 мм слайд-проектор Kodak, переключаемые через 4-входовый оптический коммутатор, консоль управления, стеллаж с мониторами Barco и др. Впоследствии мы демонтировали аппаратуру ПТКС, установив её стационарно в технической аппаратной, а свободный вход оптического коммутатора совместили с отечественным 35-миллиметровым кинопроектором СКП-40. Помимо этого, мы получили снятый с эксплуатации на ЦТ и требующий ремонта и настройки телекинопроектор качающегося зеркала TTV-2520 (Thomson CSF, Франция) в комплекте с фильмофонографом Perfecton (Венгрия), который был предназначен для синхронного воспроизведения раздельных звуковых фонограмм. Для репортажных и постановочных внестудийных съемок применялись пленочные 16 мм кинокамеры.

Для проявки отснятую кинопленку приходилось возить к тульским коллегам в Новомосковск, где имелись «мокрые» технологии обработки кинопленки. Просматривали и монтировали проявленную кинопленку у себя на специальном фильмо-монтажном столе. Звуковые фонограммы записывали и воспроизводили на магнитную ленту шириной 6,25 мм с применением студийных магнитофонов МЭЗ (РСФСР, Горький) и STM (Венгрия) и монтировали физическим («кровным») способом.

В 1988 году мы получили два репортажных комплекта серии «Репортер» на основе телекамер КТ-190 и совместимого с ним оборудование магнитной видеозаписи формата Befscam Sony.

В начале 1990-х годов в результате сотрудничества с Рязанским нефтеперерабатывающим заводом приобрели комплект современного видеооборудования Panasonic, National и FOR’A, в том числе две камерные головки Panasonic WV-F250 на трех ПЗС матрицах 1/2” (1/2” 3CCD) с компонентными адаптерами Betacam Panasonic WV-VT 16, которые позволили нам заменить имеющиеся телекамеры КТ-190 на камеры Panasonic в спарке с рекордерами Sony BVV-1APS. Примерно в то же время мы получили по разнарядке ГНТПУ новую передвижную станцию типа ПСК-ЦТ «Корпункт», построенную на базе советско-финского автомобильного фургона КАМАЗ-AJOKKI. Кроме прочего оборудования туда входили три камеры КТ-190 с триаксиальными адаптерами и два композитных (SECAM) видеомагнитофона «Кадр-103СЦ» (формат С 25,4 мм). Для приемки «Корпункта» мы с коллегами ездили в Литву на Шяуляйский телевизионный завод.

– Как возникла идея создания в недрах государственной отраслевой структуры коммерческого предприятия, которым стала «Студия-Сервис»?

– События, которые непосредственно подвели нас к учреждению в 1992 г. ТОО «МТЦ «Студия-Сервис», начали происходить в 1988 году. Тогда, в рамках реализации централизованных планов по переходу отрасли от массового «мокрого кинопроизводства» и «кровного монтажа» кинопленок и магнитных фонограмм к электронной съёмке, магнитной записи и бескровному монтажу внестудийных видеоматериалов, мы получили в опытную эксплуатацию два тележурналистских комплекта (ТЖК) из серии «Репортер», скомплектованных на базе одной из первых отечественных репортажных телекамер

КТ-190. Я лично занимался инженерной настройкой этих камер и отвечал за техническую поддержку комплектов ТЖК «Репотрер» и фиксацию результатов опытной эксплуатации. Камеры состыковывались с входящим в ТЖК накамерным рекордером BVV-1APS формата компонентной магнитной видеозаписи Betacam Sony. В комплекты ТЖК также входили портативные видеоплееры BVW-20S и стационарные монтажные видеомагнитофоны BVW-10S и BVW-40S, совместимые с композитными видеосигналами системы SECAM. Камера КТ-190 была разработана ленинградским ВНИИТ под руководством главного конструктора целого ряда отечественных телекамер Бориса Абрамовича Берлина и выпускалась новгородским НПО «Волна» при участии других научно-производственных объединений и предприятий страны, производящие отдельные компоненты камеры. В частности, передающие трубки (глетиконы ЛИ-488) разрабатывались и выпускались ленинградским НПО «Электрон», вариообъектив марки «Вариогоир» – Ленинградским оптико-механическим объединением (ЛОМО). Камера была достаточно «сырой», и в 1987 году, когда комиссии заказчика (ГНТПУ Гостелерадио СССР) были предъявлены первые образцы установочной заводской партии из 16 камер, неоднократные приемо-сдаточные испытания в останкинском телецентре проходили неудачно. К маю 1988 года основные замечания комиссии были как-то устранены, и заказчик принял камеры в опытную эксплуатацию. Разработчики и производственники остро нуждались в технически грамотной обратной связи от радиотелецентров, работающих с оборудованием в реальных технологических и климатических условиях. По результатам опытной эксплуатации камер в останкинском ТТЦ, нашем и других РТЦ разработчиками было внедрено более сотни схемотехнических и конструктивных доработок, существенно улучшивших надежность, стабильность, эксплуатационные и качественные характеристики камеры. А я смог перенять бесценный опыт диагностики и настройки камеры КТ-190 от лучших специалистов НПО «Волна», ВНИИТ и НПО «Электрон», с которыми мы очень плотно взаимодействовали. Мы сделали целый ряд важных замечаний и выводов по работе камер, которые нам удавалось подтверждать даже в самых неоднозначных и спорных ситуациях. Так, неожиданно для всех взаимодействующих сторон, мы сумели четко идентифицировать причину и тем самым разграничить ответственность за ухудшение качества изображения между производителем камер – НПО «Волна» и передающих трубок – НПО «Электрон» что

сторонам долго не удавалось сделать. Всякий раз, когда качество изображения камер не соответствовало тем или иным требованиям, а причина теоретически могла быть связана как с трубками, так и с камерами, настройщики камер проверяли качество передающих трубок, заменяя установленные триады на их зарубежные аналоги (как правило, производства фирмы Philips, которые условно принимались ими за эталон). В случае дефекта трубок, после такой замены ранее зафиксированные недостатки изображения не проявлялись. Но представители «Электрона» отказывались признавать результаты сравнения проверяемых трубок с другими образцами и настаивали на обязательном лабораторном тестировании с применением специального технологического и контрольно-измерительного оборудования, которое имелось только у НПО «Электрон». Всякий раз, когда настройщики камер жаловались на те или иные спорные несоответствия трубок, специалисты «Электрона» это опровергали, демонстрируя положительные результаты тестирования, полученные в их лаборатории. Нам неожиданно для всех, при проверке забракованных нами гарантийных трубок в лаборатории НПО «Электрон», удалось доказать и зафиксировать в официальном протоколе наличие заявленных в нашей рекламации спорных недостатков (потеря глубины модуляции в одной трубке и спектральной чувствительности в другой). В этом мне помогли знания некоторых физических свойств электрон-нолучевых трубок и предыдущий опыт научно-исследовательской работы на кафедре РТС РРТИ, где я научился хорошо разбираться в общей методике научно-технических испытаний электронных устройств с использованием контрольно-измерительного оборудования. Успешно проведенные и документально оформленные испытания открыли НПО «Волна» долгожданную возможность замены дефектных триад трубок по гарантии (которых уже накопилось немало). Это было очень позитивно воспринято руководством и специалистами как НПО «Волна», так и ГНТПУ Гостелерадио СССР. А с НПО «Электрон» после этого события, несмотря ни на что, у нас сложились прекрасные партнерские отношения. Проблема замены дефектных трубок нас больше не беспокоила до конца эксплуатации камер КТ-190, потому что производители отнеслись к нам с уважением и стали предлагать только лучшие триады из лучших. В итоге наша квалификация и работа, проделанная в ходе опытной эксплуатации и доработок камер КТ-190, получила высокую оценку на уровне авторитетной межведомственной комиссии, подводящей итоги опытной эксплуатации комплектов ТЖК «Репортер», включая Б.А. Берлина лично. Ключевым моментом для нас стало обращение со стороны руководства НПО «Волна» в ГНТПУ Гостелерадио СССР с инициативой образования на базе Рязанского РТЦ сервисного центра по ремонту и настройке телекамер КТ-190. В дальнейшем завод предпочел по независящим от нас причинам возложить организацию сервисной поддержки камер КТ-190 на свои собственные структуры, но наш РТЦ удачно «засветился» в поле зрения ГНТПУ Гостелерадио СССР как достойный претендент на роль отраслевого сервисного центра. И результат не заставил себя долго ждать. В 1990 году ГНТПУ приобрело комплект сервисной спецоснастки Sony, необходимой для замены блоков видеоголовок и настройки видеомагнитофонов формата Betacam и пригласило нас для участия в конкурсе на право получения оснастки и выполнения сервисных работ наряду со столичными ВНИИТР и ТТЦ им. 50-летия Октября. Мы выиграли этот конкурс без особых усилий по той банальной причине, что расценки столичных структур на выполнение сервисных работ оказались выше наших. В результате было принято решение от 21 марта 1990 года, утвержденное начальником ГНТПУ Гостелерадио СССР Валентином Ивановичем Хлебниковым об организации участка сервисного обслуживания видеомагнитофонов формата «Бетакам» на базе Рязанского РТЦ. Нашими первыми клиентами в то время стали республиканские РТЦ из Кишинева и Фрунзе.

К 1992 году стало ясно, что у нашего Рязанского РТЦ (преобразованного в начале 1992 года в Рязанскую ГТРК «Ока») было больше инженерного потенциала, востребованного на отраслевом и межотраслевом уровне, чем у среднестатистического регионального РТЦ или региональной телекомпании, соизмеримой с нами по объему вещания и уровню технического оснащения. Также сравнительная близость к Москве и хорошая транспортная доступность давала нам очевидные преимущества перед многими другими регионами.

Проверив себя «на прочность» в непростых условиях работы над проектами отраслевого и межотраслевого значения, мы в то время, когда по всей стране стало модно создавать частные коммерческие структуры, решили открыть свою фирму, способствующую использованию имеющегося у нас инженерного потенциала в интересах развития отрасли телерадиовещания и других заинтересованных государственных и коммерческих организаций.

Успешный опыт работы в нашем РТЦ сервисного участка, обслуживающего предприятия отрасли государственного телерадиовещания, и наличие у наших специалистов навыков сервисного обслуживания профессиональной видеоаппаратуры Sony создали предпосылки для учреждения в 1992 году, товарищества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный технический центр «Студия-Сервис». Быстро установить контакт с новым отраслевым главком, образованным после ликвидации Гостелерадио СССР, мне тогда помог бывший старший научный сотрудник ВНИИТР, начальник МКБ «Электрон» Леонид Семенович Виленчик. Руководителем главка, которым в 1992 году стало Управление по телевидению и радиовещанию при Министерстве печати и информации Российской Федерации (кратко – Управление по ТВ и РВ при Мининформпечати РФ), был начальник Управления по ТВ и РВ, заместитель министра печати и информации Олег Павлович Юсицков, который поддержал идею участия Управления по ТВ и РВ в создании товарищества с ограниченной ответственностью вместе с Рязанской ГТРК «Ока» и физическими лицами –специалистами отрасли государственного телерадиовещания, увидев в этом совпадение интересов в плане поддержки и развития производственно-технической базы отрасли.

В том же 1992 году «Студии-Сервис» удалось установить выгодное сотрудничество с Рязанским нефтеперерабатывающим заводом. В качестве оплаты за ремонт бытовой теле-видеоаппаратуры, закупаемой заводом для своих работников в большом количестве, нам была предоставлена возможность закупки профессионального технологического и контрольно-измеритель-ного оборудования и сервисной оснастки фирм Sony, Tektronix, Fluke, PACE и др.

Во исполнение Указа Президента РФ № 2255 от 22.12.1993 г. «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации» Мининформпечати РФ было ликвидировано, а функции Управления по ТВ и РВ при Мининформпечати были переданы вновь образованной Федеральной службе России по телевидению и радиовещанию (ФСТР России). В мае 1997 года ФСТР России вошла в состав учредителей ТОО «МТЦ «Студия-Сервис», прежде внимательно изучив наше предложение о передаче ей доли и функций, ранее принадлежащих Управлению по ТВ и РВ. На момент принятия решения в структуру управления федеральной службы входили заслуженные руководители – признанные мэтры системы государственного телерадиовещания, такие как Валентин Валентинович Лазуткин (доктор политических, кандидат философских наук, профессор, руководитель ФСТР России, в прошлом – первый заместитель председателя Гостелерадио СССР, первый заместитель председателя Всесоюзной ГТРК, президент Совета Интервидения, первый заместитель председателя РГТРК «Останкино», первый заместитель руководителя ФСТР России), Владимир Григорьевич Маковеев (кандидат технических наук, первый заместитель руководителя ФСТР России, в прошлом – главный инженер Общесоюзного телецентра в Останкино, генеральный директор Генеральной технической дирекции РГТРК «Останкино», заместитель руководителя ФСТР России), Сергей Иванович Никаноров (кандидат физико-математических наук, заместитель руководителя ФСТР России, в прошлом – директор ВНИИТР, первый заместитель генерального директора Генеральной технической дирекции РГТРК «Останкино», начальник Инженерно-технического управления ФСТР России). Мы были воодушевлены тем фактом, что такие разные и разделенные по времени авторитетные государственные структуры как ГНТПУ Гостелерадио СССР, Управление по ТВ и РВ при Мининформпечати РФ и ФСТР России, «не сговариваясь», оценили, позитивно восприняли и решили вывести на отраслевой уровень наш инженерно-технический потенциал. Это придавало нам сил и уверенности в том, что мы на самом деле были нужны и могли внести свой вклад в дело развития отрасли государственного телерадиовещания, ставшей для нас своего рода второй альма-матер (после радиоинститута), в которой мы учились своей профессии, и на благо которой был изначально настроен наш бизнес. В середине 1999 года стало известно о планах Президента и Правительства РФ по ликвидации ФСТР России. С этого момента все намеченные ранее проекты отраслевого значения с нашим участием были свернуты, а мы успешно переориентировались на сотрудничество с другими государственными, акционерными и частными структурами, включая крупные столичные телеканалы и органы высшей государственной власти Российской Федерации.

Пользуясь случаем, я хотел бы выразить слова благодарности в адрес всех руководителей и сотрудников ГНТПУ Гостелерадио СССР, Управления по ТВ и РВ при Мининформпечати РФ и ФСТР России, с которыми нам довелось взаимодействовать, за их высокий профессионализм, самоотверженность и искреннюю заботу о состоянии дел в отрасли телерадиовещания. Эти люди – не приходящие, а полностью сформировавшиеся внутри отраслевой государственной системы в то непростое время, когда в условиях известных политикотехнических ограничений им приходилось из доступных средств строить современную инфраструктуру отрасли государственного телерадиовещания, формировать нормативную базу, программную, научно-техническую и производственно-технологическую политику с размахом на десятки лет вперед. Это самоотверженные и беззаветно преданные своей профессии люди, к счастью, не испытавшие на себе поражения особенно распространенным в более позднее время «вирусом» тотальной коммерциализации всех дел и смыслов, что я считаю особенно ценным в понимании сущности этих людей. Вместе с тем, я хотел бы выразить слова благодарности нашим постоянным клиентам и партнерам, которые нас ценят, и без которых нам не удалось бы добиться тех результатов, что мы имеем на своем 25-летнем рубеже. Всех перечислить в данной публикации невозможно. Уверен, что они сами поймут, что речь идет о них, если прочтут это интервью.

– Вы до 2005 года работали в государственной структуре, как решили уйти с госслужбы?

– Работать в Рязанском РТЦ и Рязанской ГТРК «Ока» было очень интересно. Сам факт присутствия в регионе мощного, оборудованного совершенной техникой подразделения ВГТРК, вызывал чувство гордости. Но я согласился уйти по сокращению штата по очень простой причине – невозможно было разорваться. В последние годы приходилось тратить непозволительно много времени, доказывая новому руководству ГТРК или всевозможным контролирующим инстанциям смысл совмещения мной как заместителем председателя ГТРК «Ока» руководящей должности в коммерческой структуре, и какая от этого выгода для ГТРК «Ока». Решил больше внимания уделить «Студии-Сервис», развитие потенциала которой, кстати сказать, полезно и ГТРК «Ока», которая с 1992 по 2008 года была нашим учредителем и по сей день регулярно пользуется нашими услугами. В 2008 году доля преобразованного в филиал ВГТРК дочернего предприятия ВГТРК «Рязанская ГТРК «Ока» была передана головному предприятию ФГУП «ВГТРК».

– А в чем состоит выгода Рязанской ГТРК «Ока» от сотрудничества со «Студией-Сервис»?

– В первую очередь, «Студия-Сервис» и ГТРК «Ока» располагаются по одному адресу – в помещениях ГТРК «Ока».

Одной из целей учреждения «Студии-Сервис» по Уставу общества является оказание высококвалифицированных технических услуг ГТРК «Ока» и другим региональным ГТРК. Специалисты ГТРК «Ока» сотрудничают со «Студией-Сервис» по своему профилю. Например, если специалист работает в «Оке» со студийным оборудованием или ТЖК, то и в работе над запросами и заказами клиентов «Студии-Сервис» он придерживается той же специализации, как готовый профессионал определенного уровня.

В процессе обработки запросов от клиентов «Студии-Сервис», специалист дополнительно подрабатывает (что немаловажно для сохранения специалиста в штате ГТРК при ограниченной заработной плате) и одновременно повышает свою квалификацию. На тему повышения квалификации важно сказать, что «Студия-Сервис» не раз предоставляла специалистам ГТРК «Ока» возможность посещения специальных выставок, технических семинаров и тренингов, регулярно проводимых производителями оборудования, являющихся партнерами «Студии-Сервис», в Москве и за рубежом.

Кроме того, ГТРК практически не тратит время и средства на поездки сотрудников в Москву или другие города для приобретения или ремонта оборудования, обмена опытом с коллегами из других ГТРК и др., так как все это можно сделать у себя. Такую возможность ей предоставляет «Студия-Сервис», имеющая технически осна щенный сервисный центр и отдел продаж, где работают опытные специалисты и менеджеры по продажам. В распоряжении сервисного центра общества – не только специальная технологическая оснастка, но и прямая техническая поддержка и ускоренная поставка запчастей и комплектующих изделий непосредственно от производителей (в частности, Sony, Sachtler, Vinten, Fujinon). Кроме того, ГТРК «Ока» предоставляются специальные льготы.

Аналогично в распоряжении отдела продаж общества – регулярно обновляемые дилерские прайс-листы и прямая информационно-техническая поддержка от ведущих мировых производителей (вендоров).

Ряд всемирно известных производителей, таких как Sony, Sachtler, Orad, Vector 3 и другие, предоставляли «Студии-Сервис» оборудование и ПО для установки в ГТРК «Ока» по специальным демоценам, скид-ки по которым доходили до 50% и выше. Такие льготные условия не раз предоставлялись «Оке», потому что вендоры заинтересованы в демонстрации своего оборудования в действии клиентам и партнерам «Студии-Сервис» и ГТРК «Ока», приезжающих в Рязань из многих региональных ГТРК и других компаний. Находящиеся по тому же адресу специалисты и менеджеры «Студии-Сервис» могут квалифицированно презентовать это оборудование и корректно формировать коммерческие условия для его приобретения.

К примеру, комплект оборудования и специальный координатный задник виртуальной студии Orad CyberSet E были установлены в студии новостей ГТРК «Ока» за счет «Студии-Сервис». Фирма Sachtler поставила «Оке» полный комплект студийного света для виртуальной студии вместе с UTS рельсами и телескопическими подвесами со скидкой 50%. Фирма Sony предоставила «Оке» комплект съемочного и монтажного видеооборудования нового для того времени формата DVCAM по цене аналогичных бытовых комплектов формата miniDV. Испанская компания Vector 3 предоставила «Оке» вещательный видео-сервер Vectorbox за небольшую оплату. Можно привести и другие примеры приобретения «Окой» дорогостоящего оборудования по наиболее доступным ценам благодаря сотрудничеству со «Студией-Сервис». Помимо этого, Управление по ТВ и РВ при Мининформпечати РФ и ФСТР России оказывали посильное содействие «Студии-Сервис» в становлении процесса сервисного обслуживания видеотехники Betacam для нужд региональных ГТРК тем, что находящейся рядом со «Студией-Сервис» ГТРК «Ока», как учредителю «Студии-Сервис», в разное время были в порядке приоритета распределены дорогостоящие новые или бывшие в употреблении монтажные видемагнитофоны форматов Betacam и Betacam SP 2000 PRO, которые сервисный центр мог при необходимости использовать для сокращения времени диагностики неисправного оборудования государственных телерадиокомпаний.

Ожидаемые Рязанской ГТРК «Ока», а также Управлением по ТВ и РВ при Мининформпечати РФ и ФСТР России выгоды от учреждения и участия в нашем товариществе (обществе) были не столько связаны с денежными поступлениями в виде дивидендов от получаемой товариществом прибыли, сколько с получением полезных организационных, технических, технологических и коммерческих возможностей для отрасли государственного телерадиовещания в целом и Рязанской ГТРК «Ока», в частности. Создание указанных возможностей неразрывно связано с перспективой высвобождения, экономии или возврата части средств отраслевого бюджета. Стоит также учесть возможность получения дополнительных денежных средств в виде дивидендов, даже если пользования услугами общества не было.

– Можете назвать Ваш основной жизненный принцип, которому стараетесь следовать в своей работе?

– Я думаю, что это принцип, основанный на стремлении надеяться только на свои

собственные силы, добиваясь всего своим трудом и привлекая сторонников и партнеров исключительно на основе взаимного интереса. Почти как в наставлении мессира Воланда из романа Булгакова «Мастер и Маргарита»: «… никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»

– Почему «почти как…»?

– Потому что сказанное в полной мере

можно отнести к взаимодействию с людьми. Но иногда можно и нужно что-то просить у Всевышнего. Я об этом обычно забываю, увлекшись делами. Но, думаю, что в определенных ситуациях мы все сознательно или подсознательно, в явной или неявной форме, обращаемся к Богу в надежде получить или предотвратить что-то очень важное. Даже те, кто делает вид, что в Бога не верит.

– Вы счастливы?

– Смотря что понимать под словом «счастье».

Кто-то считает, что счастье – это состояние наилучшего, наивысшего удовлетворения всем, чего добился человек в жизни, что его окружает снаружи и наполняет внутри – и в духовном и в материальном плане – которое он может описать при помощи приставки «наи…». Такого счастья у меня нет. В моём понимании, такой человек теряет интерес к дальнейшему развитию, потому что лучшего состояния он уже не желает, ни к чему новому не стремится, а это противоречит законам живой природы. Такое состояние может продолжаться относительно недолго, а потом обязательно наскучит. Я считаю, что ощущение настоящего счастья возникает не в статическом состоянии блаженного покоя и наивысшего удовлетворения всем, что имеешь, а в жизненной динамике, в процессе достижения новых результатов самореализации. Я чувствую себя счастливым человеком, потому что мне не раз довелось испытывать радость от результатов своей работы или событий в личной жизни, которые приятно удивляли, грели душу, вызывали чувство восторга.

Представьте себе, на что мог рассчитывать простой парень, прибывший в город из обычного села, который был вынужден всего добиваться сам, обходя преграды и преодолевая трудности. Конечно же, это настоящее счастье – чувствовать себя не брошенным Богом и своим умом, и интуицией определять траекторию своего жизненного пути, добиваясь таких результатов, о которых раньше мог только мечтать. У меня это относится и к работе, и к личной жизни. Хотя, моя работа и личная жизнь всегда были неотделимы друг от друга, как сообщающиеся сосуды. Многими своими достижениями в бизнесе я по-настоящему удивлен и очень рад, что мы с моей прекрасной командой смогли такое реализовать. Я благодарен Богу, что судьба благосклонна ко мне. Благодарен своим родителям, что подготовили меня к самостоятельной жизни, благодарен своей жене, что понимает и поддерживает меня, благодарен сыну, что он растет хорошим и грамотным человеком и не доставляет мне лишних переживаний. Стараюсь вообще ни о чем не жалеть, даже о допущенных ошибках, потому что все происходящее происходит не случайно, и наши ошибки нас тоже чему-то учат.

Печатную версию вы можете скачать по этой ссылке

Недавние посты