"Столичный уровень возможностей". Интервью с генеральным директором группы компаний "

Столичный уровень возможностей

"Студия-Сервис" — уникальная фирма, являющаяся по сути единственной в России

самостоятельной региональной компанией-интегратором, осуществляющей крупные

поставки телевизионной техники. В этом году "Студия-Сервис" отмечает юбилей —

20-летие деятельности на рынке вещательного оборудования. Генеральный директор

ООО "МТЦ "Студия-Сервис" Лев Кузнецов рассказал главному редактору журнала

Сергею Шубину о становлении компании.

Как появилась "Студия-Сервис"?

Если я правильно понимаю вопрос, то вас интересует, каким образом у нас зародилась смелая идея создать в провинциальной Рязани рыночную структуру столичного уровня возможностей.

В принципе, да.

Наше товарищество (в настоящее время общество) с ограниченной ответственностью

"Межрегиональный технический центр "Студия-Сервис" было образовано в 1992 году, но это событие имеет свою предысторию, во многом связанную с моей предыдущей работой. В 1980 году я, будучи еще студентом радиотехнического факультета Рязанского радиотехнического института (РРТИ), начал работать в институтском отделе технических средств обучения (ТСО). В ведении ТСО были не только средства учебного телевидения для чтения лекций в аудиториях, но и своя телестудия, которая строилась сотрудниками отдела.

Каков был состав оборудования?

Это была достаточно солидная для наших задач техника, бывшая, как правило, в эксплуатации у ТТЦ им. 50-летия Октября (сегодня — ТТЦ "Останкино"). Шаг за шагом наша лаборатория учебного ТВ, оснащенная когда-то оборудованием АСБ второго

поколения серии "Большая Москва", студийными камерами КТ-87, камерой телекино КТ-90 и видеомагнитофонами "Электрон-2" формата Q 50,8 мм, обрастала вполне солидным для нашего уровня "жирком". Так, институту удалось получить "нулевой" промышленный образец большой четырехкамерной ПТС "Магнолия-80" на базе телекамер КТ-132 и аппаратной третьего поколения "Перспектива", останкинский АПБ-8 на основе студийных камер и аппаратной фирмы Thomson (Франция). Камеру телекино удалось заменить на КТ-91, а на смену еле дышащим "Электронам" получить два "убитых" видеомагнитофона того же формата, но более совершенной модели — "Кадр-3", которые лично мне пришлось восстанавливать практически "из руин". Оказалось, что до нас они работали на воспроизведение в эфир важных политических программ центрального телевидения, и у них, от греха подальше, были удалены все межблочные соединения, отвечающие за запись или стирание видеосигнала. Кроме того, те несколько месяцев, пока оформлялись передаточные документы, "Кадры" ждали своего часа в коридорах ТТЦ и установленные в них блоки (а их там много) были использованы ремонтниками ОРВТ (отдел ремонта видеомагнитофонной техники) в качестве ЗИП, в результате чего в Рязань привезли аппараты, "нафаршированные" неисправными блоками, да и схемы в комплекте к ним почти не сохранились. Мне при содействии ОРВТ удалось произвести их реанимацию, а потом и нестандартную доработку этих аппаратов до уровня качества видеозаписи "Кадр-3П", а затем и "Кадр-3ПМ", заменив в них родные блоки видеотракта на более новые с некоторым "хирургическим вмешательством".

Магнитофоны снова научились записывать и стирать?

"Кадры" стали выполнять не только более качественную видеозапись, но и электронный монтаж программ с использованием пульта управления, который представлял собой

металлическую консоль с панелью управления двумя "Кадрами", разделенной на две зоны, левую и правую. Но самое интересное, что над левой зоной была выбита заводская

маркировка "ЛЕВ", а над правой — "ПРАВ". Такое забавное совпадение, которое я увидел на своем первом рабочем месте, мне хотелось трактовать как знак того, что, по крайней мере, с выбором работы я не ошибся. А иногда оно помогало мне обезоруживать своих

коллег в спорах на технические темы, когда никакие серьезные аргументы уже не помогали. "Ты видишь, что здесь написано?!" — спрашивал я своего оппонента, указывая на панель.

Чтобы поверить в свои силы, необходимо серьезное испытание. Когда такой опыт состоялся у вас?

В ходе работы мне с коллегами довелось заниматься модернизацией и поддержкой другого ТВ-оборудования при взаимодействии со старшими товарищами из ТТЦ. Эта достаточно скрупулезная работа дала мне первый объемный и универсальный опыт работы с разными видами профессиональной техники того времени, а также много полезных контактов. Это явилось хорошим дополнением к вузовскому образованию. Исчарпав себя в формате вузовской телестудии, я от скуки перешел на кафедру радиотехнических систем РРТИ, где готовился к поступлению в аспирантуру.

Решили посвятить себя науке?

Да, но не прошло и двух лет, как неожиданно для всей страны Политбюро ЦК КПСС принимает решение об открытии в Рязани и еще в нескольких регионах страны своего телевидения. Узнав об этом в начале 1987 года, я с энтузиазмом принял предложениео моем переводе из РРТИ в созданный на базе рязанского Дома радио Рязанский РТЦ. Бросив начатую научную работу и наполовину сданный кандидатский минимум, я включился в работу по внедрению и поддержке новых технических средств первого рязанского областного телевидения. Сроки подготовки к началу вещания были очень

сжатые, и развернуть новый АСБ-3ЦТ с камерами КТ-132 наши поставщики в срок не успевали. Поэтому для спасения ситуации нам были переданы полностью отработавшие свой ресурс передвижные телевизионные станции ПТВС-2ЦТ (на базе камер КТ-116 и видеомагнитофона "Кадр-3П") от Ставропольского телевидения и немецкая телекиностанция (ПТКС) фирмы Bosch Fernseh на базе четырехтрубочной телекамеры в рэковом исполнении от ЦТ на Шаболовке. Их мне пришлось восстанавливать одновременно с приемкой в эксплуатацию нового АСБ-ЗЦТ. Кульминационный этап предыстории начался в 1988 году, когда возникла необходимость освоения полученныхРязанским РТЦ съемочно-монтажных комплектов первого "советско-японского" ТЖК "Репортер". В его состав входила линейка видеооборудования Sony формата Betаcam Oxide, дополненная первой в истории страны трехтрубочной репортажной КТ-190. Эта камера была разработана во ВНИИТ и выпущена новгородским НПО "Волна" при взаимодействии по отдельным компонентам разработки с ленинградскими НПО "Электрон", ЛОМО и другими НПО страны.

По отзывам операторов, КТ-190 конструктивно была далека от совершенства…

Столкнувшись в ходе опытной эксплуатации с целым рядом сложных проблем и вопросов по диагностике неисправностей и настройке параметров камеры КТ-190, мне с коллегами довелось очень плотно заняться этой темой в тесном контакте с разработчиками

и производителями камеры и передающих трубок (ледиконов). В результате этого сотрудничества мы оказали разработчикам и производственникам важное содействие в анализе возникающих при эксплуатации камеры проблем.

Трудно было, наверное, переоценить полученный опыт?

В процессе всей этой работы нам удалось познать многие неизвестные ранее тонкости и секреты диагностики и настройки камер от профессионалов самой высокой квалификации. Высоко оценив уровень наших специалистов, Новгородское НПО "Волна" обратилось в ГНТПУ Гостелерадио с инициативой создания в Рязани на базе Рязанского РТЦ отраслевого сервисного центра по ремонту и обслуживанию камер КТ-190.Большую поддержку нам оказал Б.А. Берлин — знаменитый главный конструктор КТ-190 и целого ряда других отечественных телекамер.В 1990 году в Рязани был организован отраслевой сервисный участок Гостелерадио СССР, благодаря которому началось наше сотрудничество с компанией Sony и региональными РТЦ.

Поэтому у вас и возникла идея создания “Студии-Сервис“?

Да, это решение соответствовало духу того времени. Наша инициатива по созданию фирмы была поддержана в 1992 году новой головной структурой телерадиовещательной отрасли России, Управлением по телевидению и радиовещанию при Мининформпечати

РФ. Это стало возможным, так как идея оказалась очень простой в реализации и уникальной по своей сути. Впервые в истории реализовывался проект, направленный на развитие технологической инфраструктуры отрасли государственного телерадиовещания и построенный на новых для нашего государства принципах рыночной экономики.

В чем уникальность проекта?

В том, чтобы в учрежденном частными лицами при не доминирующем долевом участии юридических — Управления по ТВ и РВ и рязанской ГТРК "Ока" — объединить интересы и возможности всех участников, каждый из которых мог бы рассчитывать на получение своих собственных дивидендов, причем не только денежных. Так, министерство могло использовать в интересах отрасли созданный в Рязани потенциал, не вкладывая в этот проект специальных денежных средств на обучение специалистов и оснащение

технического центра.

В чем состоял интерес других соучредителей?

ГТРК "Ока" могла рассчитывать на немалые выгоды от сосуществования на

одной территории с отлично оснащенным техническим центром. При этом сокращая до минимума простои неисправной видеотехники и затраты на оплату сервисных услуг

и командировочных расходов, что потом нашло свое полное воплощение на практике. Кроме этого, "Ока" могла служить определенным испытательным полигоном отраслевого значения и местом проведения технических семинаров, способствуя испытанию новой техники и обмену опытом эксплуатации с приезжающими в Рязань специалистами других телерадиокомпаний. Благодаря этому она получала возможность приобретения со значительными скидками новой техники от заинтересованных в продвижении своей продукции иностранных производителей. К примеру, компания Sony продала "Оке" съемочно-монтажный комплект формата DVCAM на базе DSR-200P, DSR-60P и DSR-80P по цене бытового комплекта формата miniDV, а фирма Sachtler — законченную систему студийного освещения для студии новостей с большими скидками, как на демооборудование. Плюс к этому у "Оки" появилась возможность беззатратного (для собственного бюджета) повышения уровня квалификации и оплаты труда своих инженеров. А сотрудники ГТРК "Ока", ставшие учредителями ТОО, могли получать не только денежные дивиденды от своей доли собственности, но и возможность самореализации и развития. Помимо этого получение дивидендов от прибыли товарищества юридическими лицами, одновременно являющимися потребителями услуг ТОО, дополнительно компенсирует им часть стоимости этих услуг, что равносильно возврату части затраченных средств или получению дополнительных скидок.После ликвидации Мининформпечати РФ и образования Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию (ФСТР России) в конце 1993 года новая головная структура, не являющаяся прямым правопреемником упраздненного Управления по ТВ и РВ, согласилась занять его место в составе учредителей "Студии-Сервис", по достоинству оценив выгоды и преимущества такого сотрудничества. В связи с ликвидацией в 1999 году ФСТР России место отраслевого министерства в составе учредителей общества оставалось долгое время незанятым, но после преобразования ФГУП "Рязанская ГТРК "Ока" из дочерней компании в филиал головного предприятия ФГУП "ВГТРК" доля и права ГТРК "Ока" в обществе были переданы в 2008 году самому головному предприятию.

Какое содействие по привлечению заказов вы получали от государственных учредителей?

Мы благодарны нашим учредителям за оказанную поддержку при создании центра и информирование телерадиокомпаний об этом событии. Но добиваться успеха и зарабатывать доверие клиентов нам приходилось самим, поскольку учредители не могут брать на себя ответственность за результат нашей работы. Региональные ГТРК до 2006 года были самостоятельными хозяйствующими субъектами, и вышестоящими структурами им предоставлялась реальная возможность самостоятельного выбора поставщика или сервис-центра среди всех, известных в России. С 2002 по 2007 год ГТРК проводили открытые государственные тендеры на поставку оборудования в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП). Мы наравне с другими поставщиками принимали активное участие в конкурсах, занимая уверенное положение в тройке лидеров по количеству выигранных тендеров (до десяти в год). В последующие годы тендеры по ФАИП проводиться не стали, и нам пришлось переориентироваться на более плотное сотрудничество с другими, в частности, муниципальными и негосударственными компаниями.

Как привлеклись инвестиции?

У МТЦ "Студия-Сервис" был образован минимально возможный по закону

уставный фонд (уставный капитал) и наше развитие не сопровождалось инвестиционными вливаниями от учредителей, как это часто бывает в бизнесе. Все накопления прибыли (направляемые в течение долгого времени исключительно на развитие компании) мы

постепенно зарабатывали сами, действуя по всем канонам рынка. В том числе путем участия в отраслевых выставках и открытых государственных конкурсах (тендерах) наравне со столичными компаниями. Так, начиная с 2001 года мы выиграли свыше 60 открытых гостендеров на право поставки профессионального оборудования, в том числе проводимых Управлением делами Президента Российской Федерации, Департаментом экономической политики и развития города Москвы и администрациями различных областей. Мы всегда добивались полного своевременного исполнения своих обязательств перед заказчиком. Большое количество выполненных заказов негосударственных компаний, включая крупные акционерные общества и информационные каналы федерального уровня, является хорошим подтверждением тому, что "Студия-Сервис" — самостоятельная и конкурентоспособная компания.

Продолжение рассказа об ООО "МТЦ "Студия-Сервис" будет

опубликовано в следующем номере журнала.

Печатную версию вы можете скачать по этой ссылке

Недавние посты